И снова про аттестацию фантомов по ГОСТ 568

01 ноября 2018

Порядок аттестации по ГОСТ 568 был подробно разобран нами в 2015 г. применительно к поставляемым нами фантомам и тест-объектам для контроля эксплуатационных параметров рентгеновских аппаратов. Выводы были опубликованы в статье, ставшей на три последующих года практическим руководством для десятков лабораторий, которые самостоятельно аттестовали свои фантомы (и не только фантомы) как  испытательное оборудование (ИО) и затем успешно прошли аккредитацию.

Редакция ГОСТ Р 8.568-97 однозначно и без всяких оговорок определяла, что аттестацию ИО могут проводить только конечные пользователи ИО, и местом проведения аттестации может быть только непосредственно испытательное подразделение, где должно применяться ИО. С многих точек зрения данное требование выглядело слишком жестким и необходимость редакции ГОСТа была очевидна, тем более, что некоторые лаборатории предпочитали традиционно искать исполнителей такой аттестации на стороне по аналогии с метрологической поверкой и/или сертификацией. Данный спрос породил встречное предложение,  в том числе и недобросовестное…

Сейчас не редко можно встретить «аттестаты» оформленные в прямом противоречии с ГОСТ Р 8.568-97. Формальные и очевидные нарушения требований включают в себя целый список. Как минимум место проведения аттестации и состав аттестационной комиссии не соответствуют ГОСТу. Такие «аттестаты» подписаны лицами, не имеющими к испытательным подразделениям никакого отношения. Такие «аттестаты», как правило, не имеют необходимых обязательных сопроводительных документов, четко перечисленных в  ГОСТ 568 Приложение А п.1.5 (программа и методика аттестации; протокол аттестации). Более того, приходилось видеть «аттестаты», в которых «черным по-русски» написано, что «данное испытательное оборудование аттестовано и соответствует требованиям ГОСТ Р 8.568-97». Такие «аттестаты» можно смело признавать образцами абсурда, т.к. ни один физический объект не может соответствовать процедуре. ГОСТ Р 8.568-97 описывает исключительно процедуру аттестации ИО, и не касается каких-либо конкретных характеристик ИО.

01.08.2018 в силу вступил новый ГОСТ Р 8.568-2017, который формально расширил список лиц, имеющих право проводить аттестацию, при выполнении необязательного условия подтверждения компетентности (примечание к п.3.1.6), при этом заказчик аттестации может требовать от исполнителя предоставления подтверждения компетентности. Из текста примечания следует, что такого подтверждения заказчик может и не требовать. Очевидно, что заказчик не станет выдвигать таких требований в случае, если он (заказчик) и исполнитель аттестации будут одним и тем же лицом. Подобная ситуация также допускается указанным примечанием.

По сути новый ГОСТ оставил все как и было раньше, но дополнительно предоставил полномочия проводить аттестацию ИО кому-то еще кроме конечных пользователей.

Далее в п.5.4 говорится о составе аттестационной комиссии и кто именно ее назначает. Состав аттестационной комиссии по-прежнему утверждает только заказчик.

В п.8.8 говорится, без вариантов, что как и раньше все аттестационные документы утверждает только руководитель заказчика. Это обозначает, что документы, подписанные другими лицами будут противоречить п.8.8 и значит — будут недействительными.  Однако разработать аттестационную документацию может и сторонний исполнитель.

Чуть раньше в п.8.7 ГОСТ говорится, что аттестационная документация подлежит обязательной метрологической экспертизе, только если она установлена нормативными документами. Для фантомов таких нормативных документов нет, соответственно, экспертизу проводить не требуется. Новый ГОСТ предоставляет  заказчику право самостоятельно назначить такую экспертизу при отсутствии нормативных документов… но, это для особых случаев, очевидно. Фантомы и тест-объекты к таким случаям не относятся.

Таким образом, по существу новая редакция ГОСТ 568 все оставила как и прежде. Испытательные подразделения вправе и впредь самостоятельно проводить аттестацию испытательного оборудования. Никаких новых ограничений новая редакция ГОСТ 568 на них не накладывает, и лишь номинально позволяет привлекать к работе в аттестационной комиссии сторонних исполнителей и дополнительно позволяет производить аттестацию  территориально в каком-то ином месте, кроме как непосредственно в самом испытательном подразделении, при условии, что транспортировка не изменит качеств ИО. Требования к сторонним исполнителям изложены более, чем невнятно, и по сути — ничего от них не требуют, по крайней мере применительно к аттестации фантомов. Новую редакцию ГОСТ 568 можно рассматривать лишь как не очень удачную попытку легализации уже сложившегося рынка услуг сторонних исполнителей аттестации ИО.  Хорошей новинкой можно признать лишь предоставление возможности аттестации ИО на предприятиях-изготовителях. В старой версии ГОСТ 568 такая возможность не допускалась.